«Парадокс чтения: оно уводит нас от реальности, чтобы наполнить реальность смыслом». Д. Пеннак
Наконец, издали Беседы Эпиктета в бумаге. Спасибо АСТ! В мягкой обложке, но всё же. Начал читать. Первое впечатление — Сенеку (единомышленник Эпиктета по стоицизму) понимать легче, он изъясняется более простым языком. Эпиктет не писал ничего. Его Беседы — это записи речей философа, составленные учениками по памяти. Эпиктет копает глубоко, но порой нужно читать очень сосредоточенно, чтобы не упустить мысль. Возможно, нужен новый перевод.
Четвёртая глава Бесед называется «О совершенствовании». Мне понравился момент:
«Покажи мне своё совершенствование. А то как если бы я разговаривал с атлетом: «Покажи мне плечи», — а он бы на это: «Посмотри на мои гири». Смотри сам за своими гирями! Я хочу увидеть воплощение действия гирь».
Как измерить совершенствование или саморазвитие, о котором так часто говорят? Физическую силу измерить достаточно легко. Я либо подниму спортивный снаряд, либо нет. Но как измерить ментальную силу?
Я веду дневник, в который записываю прочитанные книги. Если за год мой список прочитанного пополнится сотней книг, говорит ли это о том, что я стал более развит? Наверное, нужно обратить внимание не на количество, а на качество прочитанного материала. Возможно, из ста книг 95 — проходные романы, некачественная литература. Но стану ли я совершеннее, если буду читать только философские труды, социологические исследования, исторические эссе? Не факт. Даже тут нужно следить за качеством источника информации и качеством самого чтения.
Мортимер Адлер в своём труде «Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений» советует так выжимать мысли из достойных источников, чтобы после прочтения знать не меньше, а может быть даже больше, чем автор книги. Адлер советует читать книгу несколько раз, и только убедившись, что всё разложено по полочкам, переходить к следующему объекту исследования. Мне кажется, это первый шаг совершенствования читателя. Выбрать качественную книгу и прочитать её по-настоящему. Делаю ли я так? К сожалению, пока это только цель к которой стремлюсь.
Следующий шаг совершенствования — применение или не применение прочитанного. Именно так. Нужно понимать, какой бы великий или мудрый человек не написал книгу, он всего лишь человек. Со своими представлениями, ошибочными взглядами, возможно, дурным примером. Аристотель оправдывал рабство, Платон считал, что за евгеникой будущее, Шопенгауэр был расистом… Но каждому из них есть чему научить. Я же, как читатель, должен определять, что нужно сделать с информацией: отфильтровать или взять в работу. Если посыл автора стоящий, пора переходить к следующему и, возможно, самому важному шагу — применению на практике, внедрению в жизнь.
Какая бы распрекрасная гиря не стояла в углу моей спальни, она повлияет на ширину моих плеч только тогда, когда я выберу эффективные упражнения с гирей и буду регулярно их использовать. Так же и с чтением — не важно насколько стоящие книги в вашей библиотеке, порой не важно прочли ли вы их. Важно — пустили ли вы книгу в работу. Выбор книги — чтение — исследование — применение — cледующая книга.
Покажите всем плечи, а не гири!
Подписывайтесь: Канал на Дзен — Телеграм — ВКонтакте
Ссылки по теме: